назад
ИВАНОВО: ПУТЬ СЛЕДОПЫТА


Чтобы по-настоящему увидеть Иваново, увидеть так, чтобы полюбить его и прикипеть к нему душой, требуются, как минимум, два качества. Во-первых, непредвзятость – установка на то, что это не совсем эстетически пропащий город и, во-вторых, умение находить детали, рассеянные по разным частям города фрагменты, акцентирующие разные его ипостаси и создающие в своей совокупности уникальный и симпатичный образ места.
Для того, чтобы понять Иваново требуется, как писал по поводу совсем другого города Иван Чечот ,
микрозрение – интерес к деталям и макрозрение – чувство целого, вытекающее из знания большого контекста истории и современности.
История XIX-ХХ веков радикально изменила облик здешних мест. Сначала на берегах Уводи возник промышленный гигант, прозванный «Русским Манчестером». Возможно, так и остался бы Иваново-Вознесенск городом-фабрикой, подобно тем, о которых во втором томе «Заката Европы» Освальд Шпенглер написал следующее: «Во всех промышленных областях современной Европы и Америки существуют очень большие поселения, не являющиеся, тем не менее, городами. Они центры края, однако, внутренне они мира как такового не представляют. У них нет души. Их примитивное население живет всецело крестьянской приземленной жизнью. Сути города для них не существует». Однако в бурной истории ХХ века Иваново-Вознесенск смог продемонстрировать свои городские амбиции. Город получил и освоил просто сказочный символический капитал, став сначала центром губернии (1918), а потом и огромной промышленной области (1929). Правда, сказка сказывалась не долго – уже в конце 1930-х город теряет былое величие и неофициальный статус «третьей пролетарской столицы». Лишь в 1960-е ему возвращают сомнительный, но от этого ничуть не менее значимый, титул Родины Первого Совета.Бренд эксплуатируется с полной отдачей, т.е. до совершенного
отвращения от революционного
прошлого многих жителей. В городе возводятся
многочисленные историко-революционные объекты – мемориальные комплексы,
памятники, создаются барельефы и мозаичные панно, наконец,
открываются музеи и с интервалом в год или пять лет проводятся различные праздничные мероприятия. Город, имеющий единственный архитектурный памятник более, чем вековой давности, становится в начале 1970-х годов частью туристического маршрута «Золотое кольцо России», прошедшего по древнерусским городам. Иваново тем самым «играет на чужом поле» и явно проигрывает древним и именитым соседям, воспринимаясь с позиций жителей окрестных областей как выскочка, нувориш, что соответствует истине.
Между тем у города за короткое время (около пяти десятилетий) формируется свое уникальное и неповторимое лицо. Симбиоз старого сельского поселения (село Иваново впервые упоминается в 1561 году) с огромными краснокирпичными фабричными корпусами, богатыми храмами с золотыми куполами и изысками провинциального классицизма и модерна, сменяется совсем уж странным сочетанием деревянных домиков в три окна с конструктивистскими экспериментами в архитектуре при радикальном уничтожении культовых сооружений. За полтора послеоктябрьских десятилетия заканчивается формирование облика города, которым можно нешуточно гордиться.
Сейчас Иваново – город , который не оставляет равнодушным. По крайней мере самих горожан. Согласно социологическому опросу, проведенному в 2005 году, 48 % его жителей не раздумывая покинули бы его. Гипотетически.
Причин тому много – это и социальная неустроенность и нестабильность, это и низкий уровень доходов… Но не стоит упускать из внимания и эстетическую запущенность – будь то разбитые дороги, отсутствие асфальтового покрытия, тротуаров, обшарпанные фасады и подъезды…
Есть города, которые запущенность, если и не красит, то, по крайней мере, не слишком обезображивает. В случае Суздаля руинизированность подчеркивает древность места, а в случае Питера - его былое величие. И там, и там новострой просто неуместен, прямо таки антиэстетичен. Ивановский новострой может произвести сильное впечатление разве что на жителей совсем уж отсталых районов. Порой новые здания, действительно, хороши. Только вот слишком часто не вписываются они в исторически сложившуюся застройку, выделяются из нее, выпадают. Впрочем, отсутствие архитектурных ансамблей – старая беда Иванова. Городская среда формировалась настолько стихийно, что сама по себе должна вызывать интерес своей контрастностью. Иваново – город контрастов. Нью-Йорк и Стамбул отдыхают… Лучший отель (не гостиница!) «Шереметев» соседствует с теми самыми домишками в три-четыре окошка. Вид с улицы Почтовой на построенный по московскому проекту «мининебоскреб» – сущий подарок для фотографов, специализирующихся на контрастах (признаюсь, я не смог удержаться). Проект «Нью-Москва» в сфере жилищного строительства может поразить ивановцев не только ценой квадратного метра жилья, но необычными конструктивистскими решениями и материалами. На фоне руин и неброских сооружений из силикатного кирпича блеск тонированного стекла вполне сопоставим с блеском бриллиантов…
Но есть в городе места, покоряющие своей скромной и в значительной степени былой, утраченной красотой. Это старое реликтовое Иваново, и даже не столько Иваново, сколько Иваново-Вознесенск (город лишился десяти букв своего названия в 1936 году). И это отдельная история…

Михаил Тимофеев